Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому Кириллу, членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Ваше Святейшество! Собратья-архипастыри! Как стало известно из сообщений СМИ, из всех предложенных ранее проектов документов пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви отложил рассмотрение только одного - «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов». Ранее этот проект был предложен и предварительно одобрен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а также одобрен в первом чтении на заседании Президиума присутствия и опубликован для обсуждения. В чем же причина того, что продукт деятельности комиссии, в которой представлены многие известные в РПЦ иерархи и священнослужители, что проект, одобренный в первом чтении президиумом присутствия во главе с Предстоятелем РПЦ, - не только не получил одобрения пленума присутствия, но даже не выносился на его рассмотрение? Причина состоит в том, что этот проект документа подвергся основательной критике - и именно внутри Московского Патриархата. Судя даже по открытым источникам, во время обсуждения большинством участников было признано - проект скорее напоминает средненькую проповедь, чем богословский документ Помесной Церкви по одному из важнейших вопросов. Будучи формально призванным разрешить вопрос о способе возвращения раскольников в лоно Церкви, указанный документ вскрывает ряд иных вопросов не только церковно-практического, но и канонического, и даже догматического характера. То есть, вопросы, на которые пытается дать ответ РПЦ посредством такого документа, на самом деле выходят далеко за рамки компетенции одной Поместной Церкви. Вопросы эти - о границах Церкви; о действии Божественной благодати, особенно в случае отсутствия евхаристического общения; о православном понимании взаимоотношений с инославными христианами, в первую очередь - с католиками. Богословие подобно тонкому часовому механизму - порча одной детали или же выводит весь механизм из строя, или же вносит в его работу погрешности. С этим сейчас столкнулось и Священноначалие РПЦ, ведь попытка с наскока официально утвердить непризнание совершенных в Киевском Патриархате крещений обернулась неизбежностью отрицания крещений и у католиков, и у армян, и у старообрядцев, и у прочих христианских общин, с которыми РПЦ многие десятилетия ведет экуменический диалог. Стало видно, что основные идеи предложенного к рассмотрению проекта прямо противоречат многовековой практике Православной Церкви, нашедшей свое отображение как в канонических правилах (напр., в Первом правиле св. Василия Великого в его полноте, а не в урезанном виде), так и в установлении трех видов чиноприема обращающихся к Православию - через крещение, через миропомазание и через покаяние. Не буду занимать место повторением критики заложенных в проект идей - она достаточно полно представлена и в наших предыдущих письмах и документах по этому вопросу, и в отзывах на проект, которые можно прочитать в сети Интернет. Хочу лишь особо порекомендовать вам для прочтения статью (опубликованную в 1999 г.) диакона Андрея Кураева «О книге о. Рафаила». Вывод, который можно сделать из этой статьи, неутешителен - богословские мнения, которые еще десятилетие назад в РПЦ считались маргинальными, сейчас, в угоду необходимости, пытаются сделать господствующими. Так или иначе, а факт остается фактом - имея около 200 архиереев, несколько Духовных Академий, множество семинарий и институтов, десятки докторов и сотни кандидатов богословских наук, имея богословские комиссии как при Синоде РПЦ, так и при Синоде УПЦ (МП), имея возможность непосредственных консультаций с богословскими учреждениями других Поместных Церквей, Московский Патриархат так и не смог на протяжении стольких лет аргументировано ответить на короткий, но очень важный вопрос: «Почему РПЦ не признает крещений, совершаемых Киевским Патриархатом?» Разве один этот факт не заставит вас, дорогие собратья-архипастыри, задуматься - не напоминает ли все это евангельское событие, когда на вопрос Спасителя о крещении Иоанновом ответа так и не последовало? Ваше Святейшество! Преосвященные владыки! Мы видим, что РПЦ, полагаясь на содействие мирских властей, надеется в недалеком будущем разрушить Киевский Патриархат. Также многие из вас неоднократно выражали надежду на то, что после моей смерти Киевский Патриархат распадется сам собою. Вы сами себя и иных убеждаете в том, что возглавляемая мною Поместная Церковь - лишь «раскол», вызванный национализмом и амбициями. Заверяю - ваши надежды не оправдаются, ваши убеждения - обманчивы. Я прекрасно осознаю приближение часа моей смерти, и православная вера, за исповедание которой я боролся с юности и служению которой посвятил всю жизнь, побуждает меня и далее идти тем путем, к которому меня призвал Бог и Украинская Православная Церковь. То, что я делаю, - я делаю с осознанием приближения часа, когда мне надлежит предстать перед Престолом Нелицемерного Судьи. Но об этом же часе хочу напомнить и вам, собратья. То, что Русская Церковь до сих пор не смогла обосновать правильность своего нынешнего отношения к совершаемым в Киевском Патриархате крещениям, должно поставить перед каждым из вас вопрос - а правильно ли это отношение, угодно ли оно Богу и какой ответ за его поддержку надлежит в свое время лично дать каждому из вас? История свидетельствует, что по страстям мира сего или в угоду власти даже соборы из многих иерархов выносили ложные решения, лишали сана и анафематствовали невинных. Среди многих примеров достаточно вспомнить жития святителей Иоанна Златоуста и Филиппа (Колычева) Московского, преподобного Феофана Грека и исповедника митрополита Арсения (Мациевича) Ростовского. Не так давно и вы сами, принадлежа одни к Московской Патриархии, другие - к РПЦЗ, взаимно обвиняли друг друга в расколе и безблагодатности. В оправдание своих нынешних действий вы ссылаетесь на решения о моем анафематствовании, которое вы же сами и приняли. Хотел бы напомнить вам несколько фактов, которые должны вынудить вас задуматься - значит ли что-то подобная анафема перед лицом Церкви. Общеизвестно, что в 867 г. Фотиевский собор проклял папу Николая. 25 сентября 867 г. Фотий был смещен. В Риме папа Адриан в конце 867 г. анафематствует Фотия. Раскол длился до 879 года. Также общеизвестно, что свв. братья Кирилл и Мефодий искали в Риме защиты от немецких епископов, мешавших им проповедовать среди славян. По их прибытии в Рим папа лично рукоположил св. Мефодия во пресвитера. Учеников же славянских братьев рукоположили два римских епископа (Формоз из Порто и Гаудерик из Веллетри). Среди хиротонисанных в Риме был св. Климент Охридский. Когда же именно святые просветители принимают хиротонии в Риме? Сопоставляем даты - и видим: хиротонии имели место в феврале 868 г., то есть в самый разгар конфликта между св. Фотием и Римом. Во время так называемой Болгарской схизмы каждый из болгарских епископов, отделившихся от Константинопольского престола, был персонально анафематствован. Что не помешало в 1945 г. принять в общение всю болгарскую иерархию, происходившую от анафематствованных, в сущем сане. Заметьте - не в подчинение Константинополю, а во взаимное общение, как иерархию автокефальной Церкви. Третий пример - принятие в 1946 г. в общение с Православием всего лишь через формальное покаяние греко-католического духовенства, происходившего от иерархии, анафематствованной православным Брестским собором 1596 г. Всечестные архипастыри Церкви Русской! Я далек от мнения, что это обращение сразу же изменит ход ваших мыслей и действий. Но я надеюсь, что не мои слова, а правда, заключающаяся в них, подвигнет многих из вас задуматься. Потому что ложь требует постоянного и многословного подкрепления, а правда действует силою благодати, ибо в правде - Бог. Пусть житие святителя Филиппа, память которого недавно совершалась Церковью, вдохновит вас идти путем правды. Искренне желаю вам мужества и мудрости в служении Богу и Его Церкви! З любовью во Христе - ФИЛАРЕТ, Патриарх Киевский
|